Методики детской психодиагностики

МЕТОДИКА «КАРТА ЧУВСТВ»

«Карта чувств» — оценка и развитие эмоционального интеллекта у детей
Методика «Карта чувств» (также у этой методики есть и другое название — «Волшебная страна чувств») направлена на выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни, а также на исследование психоэмоционального состояния ребёнка.

Эта методика рассчитана на детей от 5 до 13 лет, но она также эффективна и при работе с подростками. Также в отдельных случаях данная методика подходит и для работы со взрослыми людьми.

Инвентарь для работы: цветные карандаши (8 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный), заготовки карты волшебной страны (бланк для работы).

Методика Карта чувств Волшебная страна чувств

Рис.1. Бланк для работы по методике «Карта чувств»
Пример заполненного бланка для выполнения диагностики детей "Карта чувств"
Рекомендуемое время выполнения задания — 25 минут.

Выполнение методики

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое — то чувство живет в красном домике, какое — то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой — где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту«.

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит детей.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.
На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Пример выполнения методики «Карта чувств» («Волшебная страна чувств»)

Я предлагаю рассмотреть выполнение данной методики на одном из примеров. Испытуемая — девочка-подросток 13 лет, пережившая в недавнем прошлом развод родителей. Испытуемая жалуется на недостаток уверенности в себе и на сложные отношения с родителями.



Рис.2. Пример выполнения методики «Карта чувств» («Волшебная страна чувств»)
Пример заполненного бланка для выполнения диагностики детей "Карта чувств"
Отчет о выявленных особенностях

При раскрашивании домиков были задействованы все предложенные цвета.

Цвета «домиков», в целом, подобраны адекватно, но стоит обратить внимание на то, что разочарование было выделено красным цветом, и это может говорить о том, что это чувство является очень значимым для тестируемой.

Ментальная деятельность приносит тестируемой удовольствие и радость, и эти эмоции также во многом окрашивают её мысли (возможно, ей хочется их испытывать), а эмоциональная деятельность вызывает интерес. Также испытуемая, возможно, испытывает страх перед некоторыми своими эмоциями.

Коммуникация вызывает у тестируемой яркий интерес и желание это делать (испытуемая также говорила о том, что ей бы хотелось больше общаться с родителями и наладить с ними связь).

Творческие переживания испытуемой связаны с виной, обидой и разочарованием.

«В ногах» присутствует грусть и большое количество разочарования, которые, возможно, испытуемая желает заземлить и отпустить.

Также можно сделать предположение о том, что при каких-то своих действиях испытуемая опирается не на позитивные чувства, а на чувства разочарования и грусти, и, возможно, в том числе из-за этого, ей не хватает уверенности в себе.